Управление образования - Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

График проведения внешних процедур оценки качества образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях Осинниковского городского округа в 2023 - 2024 учебном году (Приказ Управления образования АОГО №399 от 30.08.2023)

Методический материалы по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности ученик 5-9 классов

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

Научно - методическое сопровождение деятельности педагогических работников по формированию функциональной грамотности школьников

Информационно-методические ресурсы:

ИСРО РАО

Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году»

Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной грамотности)

Банки тренировочных заданий:

• https://fg.resh.edu.ru/

• https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

• http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/